ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА город Морозовск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « О казачьих обычаях, традициях и народном творчестве»

 Тип проекта

межгрупповой, творческий, долгосрочный

Авторы проекта

Музыкальный руководитель: Никитенко Н.В.

Учитель логопед: Аржановская А.А.

Инструктор по физической культуре: Зайцева Г.Н.

МБДОУ №37 д/с «Колобок» г. Морозовск Ростовской обл.

Участники проекта

музыкальный руководитель, учитель логопед, инструктор по физической культуре, дети всех возрастов, воспитатели групп, родители.

Срок реализации





Первый этап

Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности. Дошкольный период наиболее благоприятен для духовно-нравственного воспитания детей. Впечатления детства проносятся через всю жизнь. Задача взрослых познакомить детей с духовным наследием своих предков, их культурой, традициями и обычаями. Вложить в души своих воспитанников идеи добра, братства, целостности мира.

Цель

формировать у детей дошкольного возраста интерес к культурным традициям казачества Донского края.

Задачи

1. Продолжать формировать чувство любви к родному краю, городу, окружающей природе.

2. Воспитывать эмоциональное отношение к тому месту, где мы родились.

3. Продолжать развивать интерес детей к духовному наследию казаков.

4. Приобщать дошкольников к культуре народа, знакомить с богатым, образным родным языком.

5. Формировать интерес к народному творчеству Донского казачества.

6. Систематизировать и углублять знания детей об обычаях и традициях

Донского края.

7. Продолжать развивать творческие способности детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта

1. Понимание детьми традиций и обычаев Донского казачества.

2. Понимание необходимости сохранения духовного наследия старшего поколения.

3. Понимание устного народного творчества.

4. Уважительное отношение детей к старшему поколению.

5. Знание детьми информации о себе, о своей семье, о семейных традициях.

6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.



2 этап. Разработка проекта

1. Довести до участников проекта важность духовно-нравственного воспитания.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, песни, пословицы, поговорки, игры, иллюстрированный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.

4. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап. Выполнение проекта

Раздел программы

1Формы и методы работы

2. Игровая деятельность

Дидактические игры: «Отгадай, чей костюм?», «Кто больше пословиц назовет?», «Чей дом?»

Сюжетно-ролевые игры: «Казачье подворье», «Поездка на ярмарку».

Музыкально-дидактические игры: «Кто самый ловкий», «Чижик-пыжик», «Кулик», «Заря-заряница».

Подвижные игры: «Весёлая папаха», «Иголка, нитка, узелок», «Достань папаху», «Скачки на лошадях»



Познавательное развитие

Экскурсии по городу, в краеведческий музей.

Занятия: «Казачьи ремёсла», «Традиции и обычаи казаков», «Посвящение в казачата». Рассказы об истории заселения Дона.



Конструирование

«Подворье», «Улицы города», «Казачья хата».



Развитие речи: логопед

Составление творческих рассказов - «Казачьи традиции», «Казачьи пословицы» - как я их понимаю.

«Донская речь и ее особенности»



Театрализованная деятельность

Инсценировка и драматизация: «Праздник Рождества на Дону», «Донская казачья ярмарка», «Один день из жизни донских казаков», «Посиделки».

Музыка

Песни: «Мы донские казаки», «Как под горкой под горой», «Перевоз Дуня держала».

«Донцы - молодцы», «Эй, казачата», «Ой, при Лужку» «А кто у нас белая». Слушание песен Донского казачьего хора.

Проведение праздника - «Казачья масленица», развлечения –

«Донские покрова», «Троица», «Пасха», «Рождество»



Физическое развитие

Подвижные игры: «Золотые ворота», «Петух», «Плетень», «Горшки», «Достань платок», «Казачья».

Спортивный праздник – «Весёлые ученья казачат», «Колядки»

Работа с родителями

Праздники и развлечения с родителями о важности знакомства с обычаями малой родины.

Заочный родительский университет «Родной свой край, люби и знай».

Папка-передвижка «Традиции Донского казачества».

Семинар-практикум «О казачьих обычаях, традициях и народном творчестве».

Изготовление атрибутов, костюмов для театральной деятельности.

4 этап. Презентация проекта

1.Праздник «Казачья масленица»

2.Проект «Традиции и праздники Донского казачества»

3. Игровая программа «Один день из жизни донских казаков».

4 Составление творческих рассказов «Что нужно казакам на военной службе».

5. Заочный родительский университет «Родной свой край, люби и знай».

6. Оформление папки-передвижки для родителей «Традиции Донского казачества».

7. Выступление педагогов на родительских собраниях, семинарах.

8 этап. Определение задач для новых проектов.



ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Все чаще предметом исследования для современных ученых становится детский фольклор. Первым жанром, отнесенным к детскому фольклору большинством исследователей, стали колыбельные песни (1). Он же является, пожалуй, наиболее изученным на сегодняшний день жанром детского фольклора в то время как на Дону колыбельная песня и детский фольклор в целом не становились предметом специального изучения. Начиная с 2000 года, нами ведется работа по собиранию колыбельных песен на Дону. В данной работе представлены колыбельные песни, собранные нами в период с 2000 года по 2004 года территории Ростовской области. Полевые исследования проводились в рамках студенческой этнолингвистической экспедиции.



Назначение колыбельной песни укачать, убаюкать ребенка (2). Отсюда и название жанра. Глаголу «качать» в говоре донских казаков соответствуют глаголы «баять» и «люлюкать»: «биру на руки, баю, он и пиристает риветь» (9)в «ну, чаво ты яво целыми днями на руках люлюкаишь, ты яво ф кравать клади» (4).



В начальный период своей жизни младенец может только слушать и полностью зависит от взрослых. Колыбельная песня первое, с чего ребенок нами начинает познавать окружающий мир. Вся материнская любовь и нежность заключена в ней. Традиционно колыбельные песни передавались из поколения в поколение: от бабушки к матери, от матери к дочери и т.д. Исполняются колыбельные песни и взрослыми, и детьми. Обычно ребенка клали в люльку, подвешенную к потолку, и качали ее, пока тот не заснет. В многодетных семьях чаще всего в роли няньки выступали старшие дети. Иногда нанимали в няньки девочку лет 9- 12-ти. Она жила в доме хозяев. Ее кормили, одевали, иногда платили деньги. Девочка должна была умело уложить ребенка, и, конечно же, знала много колыбельных песен и сама становилась носительницей фольклора.



Существует несколько классификаций колыбельных песен. Так, О.И. Капица (5) предложила разделить песни по теме и по содержанию. По тематическому принципу она выделяет импровизационные тексты и традиционные. По содержанию она делит песни на описывающие мир ребенка и рассказывающие о мире матери. А.Ветухов выделяет колыбельные песни, в которых идет описание мира животных (кот, голуби, бычок и т.д.) или описание «неодушевленных» и отвлеченных предметов, окружающих ребенка (6). А.Н. Мартынова, классифицируя колыбельные, разделяет их на императивные, повествовательные, заимствованные из других жанров и песни литературного происхождения (7). В.В. Головин (8) выделяет песни со страшным и нестрашным сюжетом.



Собранные нами колыбельные песни делятся на три основные группы: песни о животных или мифологических существах, песни, описывающие быт семьи, заботы и тревоги ее членов, и песни, заимствованные из других жанров. Донская колыбельная песня насыщена различными персонажами и образами.



Наиболее распространенными персонажами песен, относящихся к первой группe, выступают голуби. Основной сюжет таких песен — «прилет голубей». Здесь можно выделить два основных мотива. Первый мотив — голуби думают, как накормить ребенка. Как правило, зачин песен одинаков: «люди, люди, прилетели гули», а дальше идут варианты: гули садятся на точок/ вокруг люли или залетают в «красный» угол.



Люли, люли, люленьки,



Прилетели гуленьки.



Они сели на точок



Закурили табачок.



Одному гусочку



Не хватило табачку,



А он снялся, полетел.



И к Ванечке прилетел.



Стали думать и гадать,



Чем Ванечку годовать:



Прянчиком, чи рожком,



Чи сладеньким пирожком (9).



*********



Люли, люли,



Прилетели гули.



Стали гули ворковать,



Чем же Ваню нам питать.



Залетали в уголок, (т.е. святой угол)



Зажигали огонек,



Стали кашку варить,



Стали Ванечку кормить (10).



Второй мотив характеризует образ голубей, выполняющих работу няни. Они садятся на люльку и забавляют ребенка.



Люли, люли, люлюшки,



Прилетели гулюшки.



Сели вокруг люлюшки,



Стали громко гуртавать,



Внучку забавлять (11).



Еще один персонаж, наиболее часто встречающийся в колыбельных песнях, — это кот. Кот живет рядом с людьми. В традиционных славянских верованиях, кот — животное, благотворно влияющее на сон. Перед тем как положить ребенка в люльку, кладут туда кота, чтобы ребенок крепко спал. Сон воспринимается как состояние человека, близкое к смерти. В данном случае кот является посредником при переходе ребенка в потусторонний мир. Он находится на границе между «тем светом» и этим. Представляют, что в виде кота показывается смерть маленьким детям (12).



Баю-баюшки-баю,



Сидит котик на краю.



А я вдарила кота



Поперек живота.



Первернулся коток



С боку на бок, на бочок.



Вот такой был казачок (13).





Кот — домохозяин. Его наделяют человеческими качествами, он выполняет разную работу по дому и даже ходит на службу:



Пошел кот на службу,



Купил any ленту.



А ленточка алая,



А кошечка бравая (14).



К коту обращаются с просьбой принести сон и дрему:



Ой, коты, коты, коты,



Принесите дремоты.



В русской традиции Сон и Дрема — это персонифицированные носителя сна. Колыбельные, в которых обращаются ко Сну и Дреме, произошли из охранительных заговоров, которые защищали ребенка от бессонницы и болезней (15). На Дону нет заговоров, в которых Сон и Дрема являлись бы самостоятельными персонами. В донских заговорах они выступают как объекты, которых можно отдать или получить. Так, в заговорах «от бессонницы» обращаются к курам с просьбой забрать бессонницу и вернуть сон: «Куры, куры, забярите бяссонницу, а дайте нам сон» (16); «Куры белые, куры серые, куры рябые, возьмите с младенца (имя) бессонницу. Как курушки спят, так чтоб младенец (имя) спал. Аминь» (17).



Весьма часто встречаются песни, в которых нянька предупреждает ребенка об опасности, которой грозят ему персонажи, связанные с потусторонним миром, — волк, баран, кот. Нельзя переступать черту, край, за которым находится «тот свет»:



Баю-баюшки-баю,



Не ложися на краю,



А то серенький волчок



Придет, схватит за бочок



И потащит во лесок,



Закопает во песок.



А там кот и баран



Перережут пополам.



Там сухарики толкут



И Славочку затолкут (18).



В народной традиции волка воспринимали как чужого, пришедшего из чужого мира (19), поэтому, если ребенок попадет в иной мир, то с ним обязательно случится что-то плохое.



Баю-баюшки-баю



Не ложися на краю.



А то серенький волчок



Придет, схватит за бочок



И потащит во лесок.



Там, в лесу, Сибирек



Тебе жопку обдерет.



Сибирек — растение, из которого казаки делали веники (20). Считалось, что веником бить нельзя, иначе заведется короста (21).



Существовало мнение, что при укладывании ребенка спать, его нужно напугать, чтобы быстрее заснул. Пугали такими мифологическими существами, Бабай, домовой, разбойники…



«Дитям была и рассказываишь и страшаишь их. Ну, то от скажут: спи, разбойник идет, он тибе утянит, спи, спи. И бабаем пугали. Штоба он баялся да уснул» (22).



А иногда нянька обращается в песне к персонажам вымышленным, Имеющим условное название. Она просит о помощи по хозяйству:



Ой, Самойла, Самойла,



Гони коней на стойла.



На стойле береза,



На березе корватка.



На корватке Петенька,



На Петеньке шапочка.



На шапочке веночек –



Лазоревый цветочек (23).



В колыбельных песнях казаков нашла отражение и христианская тематика. Ее проникновение в колыбельные песни не случайно. Молитва всегда сопровождала человека от рождения до смерти. Так, иногда в ответ на просьбу исполнить колыбельную песню можно услышать молитву или духовный стих, распетый на мотив колыбельной. Зачастую текст песни представляет собой вольный пересказ: «ну там начнешь мясить: и как господь царь ходил, и как приказывай, как учил. Все чо-нибудь такое, из книги. Патом «Отче наш» надо читать, «Богородицу», трошки с распевом. И дите засыпает» (24).



Еще одна тема колыбельных — семья. В таких песнях описывается быт семьи, работа членов семьи:



Бай-бай-колыбай



Пошел отец за рыбой,



А мать за водой,



За холодной, ключевой (25).



Интересны песни, в которых идет распределение подарков между членами семьи. Каждый получает свой подарок:



А бай-бай-бай-байки,



Матери китайки,



Отцу кумачу,



Братцу лестовицу, (кожаные четки)



А сесрице родной



Косичок шелковой (26).



В разряд колыбельных некоторые исполнительницы причисляют песни других жанров. Так, в ст. Советской исполняют как колыбельную известную служивую казачью песню:



Сели, пали, сели, пали,



Сели, пали у вдовушке на дворе.



Крылышками, крылышками,



Ой, крылышками удовушку взбудили.



Встань, проснись, встань, проснись,



Ох, встань, проснись, удовушка молода… (27).



Некоторые исполнительницы вообще не могут воспроизвести ни один текст, утверждая, что поют каждый раз «что на ум придет».



И сегодня на Дону поют колыбельные песни, укладывая детей. Наравне с традиционными исполняются авторские песни. Молодые люди и дети хорошо знают и поют колыбельные из авторских сборников и, конечно, те песни, что достались им в наследство от бабушек и мам.




ПРИМЕЧАНИЯ



1. Капица Ф.С., Колядич Т.М.. Русский детский фольклор. — М., 2002, — С. 44

2. Там же. С. 40

3. Большой толковый словарь донского казачества: ок. 18000 слов и устойчив. словосочетаний. — М., 2003. — С. 38.

4. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Собирание. Обзор материала. — Л., 1928

5. Ветухов А. Народные колыбельные песни. М., 1892

6. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен. // Со­ветская этнография. — №4. — 1974

7. Головин В.В. Колыбельные песни и приемы убаюкивания на Русском севе­ре // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. — СПб., 1991. С. 91 — 100.

8. ПМА, инф. Суптеля Л.К.,1922 г.р., зап. х. Осиновский Советского р-на РО.

9. ПМА, инф. Обухова Ф.И., 1934 г.р., зап. х. Усть-Грязной, Советского РО, соб. Гнутова Л.И.; В святом углу находились иконы, и туда же было принято сажать почетных гостей.

10. ПМА, инф. Текучева А.С., 1913 г.р., зап. ст. Жуковская Дубовского р-на

11. Гура А.В. Кошка, кот. // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд.2-е. — М., 2002. — С. 255 — 257

12. ПМА, инф. Суптеля Л.К., 1922 г.р., зап. х. Осиновский Советского р-на

13. ПМА, инф. Лобова М.И, 1929 г.р, зап. х. Верхний Поп Константиновского р-на РО, соб. Гнутова Л.И.

14. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. — №4. — 1974.

15. Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, родная медицина, поверья, приметы. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 72.

16. Там же. С. 72.

17. ПМА, инф. Семенова А.Г, 1914 г.р, зап. х. Малая Лучка Дубовского РО

18. Там же.

19. Гура А.В. Волк// Славянская мифология. Энциклопедический словарь. И|Д 2-е. — М, 2002. — С.85 — 87.

20. Большой толковый словарь донского казачества: ок. 18000 слов и устойчивых, словосочетаний. — М,2003. — С. 483.

21. Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, ни родная медицина, поверья, приметы. — Ростов-на-Дону, 1998. — С.280.

22. ПМА, инф. Садчикова Г.Д, 1928 г.р, зап. х. Аржановский Советского р-на РО.

23 ПМА, инф. Лобова М.И, 1929 г.р, зап. х. Верхний Потапов Константиновского р-на РО, соб. Гнутова Л.И

24. ПМА, инф. Жиркова МЛ, 1918 г.р, зап. х. Осиновский Советского р- на РО.

25. ПМА. инф. Суптеля Л.К.. 1922 г.р.. зап. х. Осиновский Советского р-на РО.

26. ПМА, инф. Черкесова П.Т, 1919 г.р, зап. п. Чирский Советского р-на РО. ПМА, инф. Чернова Н.П,1926 г.р, зап. ст. Советская РО.

Рыжкова И.Л. (Волгодонск) Дикаревские чтения (Северокавказская конференция №11).

16 ноября 2016 в 10:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.