ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА город Морозовск

ДОКЛАД музыкального руководителя

 Основной формой в музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Я работаю по программе Радыновой «Музыкальные шедевры», где целый раздел «Музыкальные инструменты и игрушки» посвящен знакомству детей с разными шумовыми и музыкальными инструментами и обучению приемам игры на них.

Играм на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделено особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры проявляются черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, у них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений и воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на инструментах помогает передать чувства. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инециативы, сознательных отношений между детьми.

Работу по обучению детей игре на инструментах я стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми, так и на занятиях кружка оркестра.

Стараюсь в своей работе применять разнообразные методы и приемы : показ иллюстраций, игрушек, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи, загадки, словотворчество, использование музыкально-дидактических игр.

Со многими инструментами я знакомлю детей на музыкальных занятиях с учетом возрастных особенностей детей. С остальными инструментами. Которые используются в оркестре знакомлю на кружке «оркестр»

В процессе обучения детей я пользуюсь подпевками из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, К. Орфа.

Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность различать и сравнивать звуки по высоте и тембру. Систематическое применение на занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальные инструменты для ребенка – символ музыки, кто играет на нем почти волшебник. На своих занятиях, я даю детям инструменты, пусть даже самые простые и они становятся музыкантами. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.

Знакомство с инструментами я начинаю с детьми в младших группах, использую музыкальные игрушки, дудочку, погремушки, колокольчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности на игровых занятиях. На занятия у меня часто приходят куклы, кошечки, собачки и играют с детьми в музыкально- дидактические игры, игра с погремушками, «Тихи-громко», «Птицы и птенчики», игра с бубном, с колокольчиками, «Тихие и громкие звоночки». Таким образом дети учатся чувствовать ритм.

Обучению игре на инструментах в старшей подготовительной группах я уделяю особое внимание. Ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Обучение детей в начале провожу в комплексе с распевкой, затем играем простейшие мелодии на инструментах. Попевки не только из «Музыкального букваря» Ветлугиной, К.Орфа, но использую русские народные мелодии, обязательно применяю в своей работе различные пособия, музыкальные лесенки. Эти задачи с детьми мы решаем играя в оркестре шумовых инструментов. Оркестр – это одна из форм коллективной музыкальной деятельности. Она сплачивает детский коллектив. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. Вначале я подобрала детские шумовые инстументы: бубны, маракасы, ложки, барабан, трещетки, ксилофоны. Перед тем как объединить детей в оркестр, я проверила индивидуально каждого, показала приемы игры на инструменте, ударом, глиссандо. Дети играли по одному, затем все вместе, слушая друг друга. Для знакомства с различными инструментами я использовала разные музыкально-дидактические игры; «Назови свое имя», «Какой инструмент звучит», «Игра с бубнами», «Ложки и бубны», «Музыкальный кубик», «Играем и слушаем тишину», «Веселый барабан», «оркестр», «Мы дирижеры» и др.

В игре на инстументах формируется вся система музыкальных способностей, а главное музыкальный слух. В своей работе я обращалась к просветителям Асафьеву, К.Орфу,Ветлугиной, Кононовой, Тарасовой, и сделала вывод что в детском саду занимаясь оркестром, игра по слуху наиболее приемлемый метод развития слуха и обучения игре на инструментах.

Проходит два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей происходит накопление музыкально – слуховых представлений; мы слушаем музыку, народные песни, в репертуар включаю фольклор , русскую зарубежную классику, песни современных композиторов. Основной этап когда разучиваем слова песни и учимся подыгрывать на инструментах.

Использую методический прием, повторение за музыкальным руководителем, отдельные ритмические рисунки. Первоначально предлагаю детям ритмические рисунки. Основанные на чередовании одинаковых длительностей , затем постепенно усложняем ритмический рисунок. Вначале разучиваем без аккомпонимента, далее в сопровождении фортепиано, или фонограммы. При организации детского оркестра важно следовать определенным правилам. Дети должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять не мешая друг другу. Инструменты должны располагаться по группам, трещетки, маракасы, бубны,ложки, ксилофоны, барабаны. Работа с оркестром на слуховой основе делает ее более легкой и интересной особенно с включением музыкально-дидактических игр.Эта работа с оркестром развивает у ребенка не только музыкальный слух. Чувство ритма, но и всю систему музыкальности. Занятия оркестром у меня проходят 1раз в неделю, на кружке оркестр, индивидуально разучиваю с каждым, также на музыкальные занятия, включаю музыкально-дидактические игры с инструментами. Занятия в оркестре дают для детей положительный результат. Независимо на каком инструменте играет ребенок. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков.После того как мы разучили музыкальное произведение, мы выступали с детьми на концерте, готовили подарок-сюрприз Деду-морозу, поздравляли мам и бабушек, выступали на выпускном. Устраивали концерт-оркестр для малышей. Дети,занимаюшиеся у меня в оркестре стали одухотвореннее, духовно богаче. Конечно не все мои воспитанники станут музыкантами, но я надеюсь, что они всю жизнь с удовольствием будут вспоминать об оркестре в нашем саду. Я уверена, что те качества, которые дети приобрели в нашем оркестре важны для успешной учебы и активного участия в школьной жизни дальше. Ведь занятия в оркестре формируют не только навыки и умения, но и развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма. Вырабатывают дисцепленированность. А игра детей в оркестре на праздниках и развлечения делают эти празднники неповторимыми, интересными, доставляет огромную радость, как детям, так и гостям.

16 ноября 2016 в 10:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.